eyes_saucers

Category:

Как построить античный корабль

Есть два способа соорудить корабль. Тот из них, что более популярен, зародился в Европе и постепенно полностью истребил конкурента; он начинается с закладки скелета, когда первым делом строятся горизонтальный киль и вертикальные «рёбра»-шпангоуты, а затем всё это обшивается досками. Другой, применяемый в основном южной Азии и в северной Европе, в частности, у викингов, делает всё как раз наоборот, сразу приступая к сооружению обшивки, и лишь после её завершения внутрь образовавшейся формы, панциря, помещается каркас. Чаще всего этот второй метод изображается ущербным, и не зря, поскольку он очень дёшев, и во многом кустарен; часто скелет там весьма условный, да и добавляют его уже спустя значительное время после спуска корабля на воду, когда судно уже начинает гнить, это ухищрение нужно, чтобы оно послужило ещё. Первый же способ сложен и затратен, и получил широкое распространение лишь незадолго до великих географических открытий, а потому нередко считается основным, а альтернатива воспринимается «баловством».

Древние, руководствуясь, очевидно, заветами Солона и Аристотеля, выбрали золотую середину: они применяли нечто вроде комбинации обоих методов, их способ кораблестроения был особенным, нигде и никогда более не встречающийся. Подобно многим другим народам, например, египтянам, греки и римляне начинали с облицовки, не с каркаса. При этом они использовали крайне жёсткое скрепление, «соединение встык», как у конструктора, в результате у них получалась невероятно плотная структура, и уже потом, после завершения остова, внутрь его древние помещали каркас настолько подробный и завершённый, что «казалось, будто судно изначально строилось вокруг этого скелета». До нас дошёл рельеф с надгробия некоего П.Лонгидиенуса, заслуженного кораблестроителя, умершего в кон. II-нач. III н.э., изображающий усопшего, доделывающего явно элемент каркаса, хотя корабль, который стоит позади него, вполне закончен; «те, кому приходилось иметь дело с этим рельефом и кто не был знаком с греко-римским способом кораблестроения, было крайне непросто объяснить, что же тут происходит». 

Этим необычным способом были построены все корабли древних, от огромных грузовых транспортов до крохотных озёрных лодчонок. Способ встречается уже у Гомера, именно таким образом сооружает себе судно Одиссей перед тем, как уплыть от нимфы Калипсо, и хотя нередко полагают, что герой строил плот, описание строительства говорит об ином. Сперва Одиссей создал обшивку: он вытесал доски, а затем, «всё пробуравив, сплотил их, длинными болтами сшив и большими просунув шипами»; без сомнения, речь здесь идёт о соединении встык наподобие мозаики. И только после этого царь Итаки помещает внутрь конструкции жёсткий каркас: «плотными брусьями крепкие рёбра связав, напоследок в гладкую палубу сбил он дубовые толстые доски». Этот момент также вызывал множество недоумения у специалистов, привыкших к новоевропейскому способу сооружения судна.

Последние корабли, сооружённые при помощи этого античного ноу-хау встречаются в VI веке в Византии, образцы, поднятые у берегов Италии и Турции, датируются как раз этим временем; иными словами, от своей традиции древние не отступали за весь период, который мы называем Античностью.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened